Очно - Заочная Школа интеллектуального развития

 

   
  Главное меню

  Главная

------------------------------------------

  Положение об ОЗШ

------------------------------------------

  Олимпиада

------------------------------------------

  Библиотека

------------------------------------------

  Справочники

------------------------------------------

  Тестирование on-line

------------------------------------------

  Зачетная книжка

------------------------------------------

  Вход для

  преподавателей

------------------------------------------

 

    

 
Добро пожаловать в пользовательский раздел сайта!
 
Библиотека : Физика: 10 класс: Урок №42. Лабораторная работа № !

 

 

Лабораторная работа № 1 "Изучение движения тела по окружности"

 

 

Тема работы: Изучение движения тела по окружности

Цель работы: Определить центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности.

Приборы и материалы: Штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.

Теоретический материал:

Эксперименты проводятся с коническим маятником. Небольшой шарик движется по окружности радиусом R. При этом нить АВ, к которой прикреплён шарик, описывает поверхность прямого кругового конуса. Из кинематических соотношений следует, что

аn = ω2R = 4π2R/T2.

На шарик действуют две силы: сила тяжести mg и сила натяжения нити F (рис. Л.2, а). Согласно второму закону Ньютона m = m + . Разложив силу  на составляющие 1 и 2, направленные по радиусу к центру окружности и по вертикали вверх, второй закон Ньютона запишем следующим образом: m = m + 1 + 2. Тогда можно записать: mаn = F1. Отсюда аn = F1/m.

Модуль составляющей F1 можно определить, пользуясь подобием треугольников ОАВ и F1FB: F1/R = mg/h (|m| = |2|). Отсюда F1 = mgR/h и an = gR/h.

Сопоставим все три выражения для аn:

аn = 4 π2R/T2,     аn =gR/h,     аn = F1/m

и убедимся, что числовые значения центростремительного ускорения, полученные тремя способами, примерно одинаковы.

 

 

Ход работы.

1. Определите массу шарика на весах с точностью до 1 г.

2. Нить проденьте сквозь отверстие в пробке и зажмите пробку в лапке штатива (рис. Л.2, б).

3. Начертите на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измерьте радиус с точностью до 1 см.

4. Штатив с маятником расположите так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.

5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращайте маятник так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как и начерченная на бумаге.

6. Отсчитайте время, за которое маятник совершает заданное число (например, в интервале от 30 до 60) оборотов.

7. Определите высоту конического маятника. Для этого измерьте расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса (считаем h ≈ l).

8. Найдите модуль центростремительного ускорения по формулам

9. Оттяните горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измерьте модуль составляющей 1.

Затем вычислите ускорение по формуле 

10. Результаты измерений (в СИ) и вычислений занесите в таблицу.

11. Сделайте вывод по выполненной работе.

12. Оформите отчет в электронном виде и отправьте его по электронной почте учителю.

 

Требования к оформлению отчета:

Оформите отчет средствами текстового процессора MS WORD, соблюдая следующие правила оформления:

1. Ориентация листа книжная.

2. Поля: левое - 2,5 см, правое - 1,5 см, верхнее - 1,5 см, нижнее - 1,5 см.

3. Заголовок страницы: выравнивание по центру, шрифт Times New Roman 16 пунктов, полужирный.

4. Основной текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman 14 пунктов, обычный, строчные заголовки - полужирный.

5. Форматирование абзаца: выравнивание по ширине, межстрочный интервал - одинарный, первая строка - нет, интервал после абзаца - 6 пунктов.

6. Формулы и расчеты: записываются с помощью редактора формул, выравнивание по центру.

7. Таблицы: выравнивание по центру.

8. Дата выполнения: выравнивание по правому краю, формат даты (дд.мм.гггг).

Образец отчета: скачать ->

 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 

 

 

 

 
 

Центр компьютерного обучения МБОУ СШ №2 © 2001 - 2024 г.